XStrafer’s WebPlace despre limba română, străină în „PATRIA” sa: „Повод полаяться…”

Articolul «„Nu mai mergeţi la PATRIA”: „Patria” nu este patriotă», publicat pe acest blog, a fost, după cum am arătat, preluat de mai multe site-uri media de la noi şi din România. Articolul meu  a „provocat” multe discuţii – unele în contradictoriu. Majoritatea celor care au comentat articolul pe acest blog s-au arătat solidari cu cei care optează pentru filme în original cu subtitre în limba de stat (româna) a R. Moldova. Printre comentatorii activi la articolul «”Nu mai mergeţi la PATRIA”: „Patria” nu este patriotă» s-a făcut remarcat XStrafer. Nu pot să nu fiu de acord cu ceea ce scrie XStrafer pe blogul său, mai ales că îl ştiu drept un om raţional, pragmatic şi care a demonstrat că nu e tipul care plînge în batistă ori de cîte ori este vorba de cele mai sensibile teme de discuţie în Basarabia. Vorbitor de limba română, XStrafer îşi scrie articolele de pe blog în limba rusă. De fapt, „numai” 99% din articolele sale sînt în rusă. 😀 Arareori, mai scrie cîte ceva şi în română. Unconformable point of view al său, exprimat cel mai bine în rusă, merită toată susţinerea cunoscătorilor de rusă care, la rîndul lor, nu sînt indiferenţi faţă de limba lor maternă – româna. Mai jos, aveţi ultimul articol apărut pe blogul lui XStrafer. În linii mari, articolul este axat pe problema limbii ruse în cinematografele „Patria” din R. Moldova. Bloggerul reia în discuţie şi problema alolingvilor, cei mai mulţi dintre ei vorbitori de limba rusă, care, trăind aproape o viaţă în R. Moldova, încă nu cunosc sau refuză să cunoască limba oficială a statului în care trăiesc.

Выскажусь все-же в тему задетую ранее в блоге ionurusciuc.wordpress.com, а сейчас в md_community. А именно про «Патрию», фильмы на государственном, и просто о языках.

Началось все с статьи о студентах-активистах которые выражаются за фильмы на государственном (молдавском де-юре) в (коммерческой) сети кинотеатров «Патрия». Статью опубликовали на многих новостных сайтах Молдовы (HotNews.md, Unimedia.md, JurnalTV, Jurnal.md, Basarabeni.ro, Basarabia91.net, SpreVest.ro) и видимо таки попала на глаза власть имущим, потому как судя по заявлению  министра культуры — до лета у нас в кинотеатрах планируются (возможно в обязательном порядке) показываться фильмы с субтитрами на государственном.

Законопроекта пока нет, и деталей о том как именно это будет реализованно нет, но это не мешает желающим подкинуть дровишек в межнациональные распри. Меня, если честно раздражают постоянные «спотыкания» на национальной/языковой почве в любом вопросе, где это возможно, в моей стране. В таких вопросах я не то что нейтрален, но предпочитаю тушить возникающие искры. Но все-же свою позицию хочу высказать.

  • Считаю ПРАВИЛЬНЫМ, чтобы в стране с ОДНИМ государственным языком де-юре, этот язык приемущественно и использовался.
  • Считаю ПРАВИЛЬНЫМ, чтобы государственный язык присутствовал в фильмах, будь то в виде субитров или звуковой дорожки.
  • Считаю НЕправильным вероятность принуждения частной коммерческой компании к ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ показу на государственном языке.
  • Считаю НЕправильным повсемстные стенания о попраниях своих прав русскоговорящих каждый раз когда появляется словосочетание «государственный язык»

Ребята, давайте жить дружно? Давайте использовать язык для того, чего он предназначен — для общения. А не для распрей. Я свободно говорю на трех а несвободно еще на двух языках и ни разу не принуждал кого-то говорить со мной на каком-то одном (разве что тогда когда совсем уж хамски пытаются принудить меня). Я по национальности — молдаванин. И для меня государственный язык — еще и родной. Тем не менее эта статья (да и 99% моего блога) — на русском. Потому на нем говорит большинство моих собеседников. НО. Я все-же считаю что раз ты живешь в стране с ОДНИМ государственным языком — будь добр знай его. Это уважение к стране в которой живешь и к людям-носителям этого языка. Если можешь обходится без знания языка — хорошо, никто не будет тебя куда-то выгонять, причинять тебе проблемы или неудобства, пока не станешь ты принуждать окружающих говорить на твоем языке. Прояви ВНАЧАЛЕ ты уважение и будь уверен что будут и тебе уступки в любом вопросе.

У нас же получается что есть этническая группа русских, часть из которых отказывается учить/знать государственный язык, но вспыльчивая и при любой возможности готовая кричать об ущемлении прав… ну и в противовес им — ярые националисты оказывающие сопротивление первым. А все остальные наблюдают (хорошо если не вовлекаются в процесс) как эти два лагеря кидаются какашками.

Нет правда, полноте, я не верю что нельзя за всю жизнь прожитую здесь (ладно, даже за часть жизни) выучить пару тысяч слов. НЕ ВЕРЮ! И не хочу понимать когда такой НЕжелающий выучить государственный язык ТРЕБУЕТ чтобы для него все подавали на его родном (в данном случае на русском). Если ты пересекаешься с носителями местного языка в магазине, являясь покупателем, поверь тебя поймут и в обмен на твои деньги окажут тебе и услугу и продадут товар. Но когда ты продавец и с высока говоришь «я не понимаю, говори на человеческом языке» какому-нибудь мош Иону приехавшему с пригорода, готовься получить свою честно заработанную порцию ненависти. И это максимум, в большинстве случаев, потому что молдаване не радикалы и очень мягкий народ. Даже не спорьте. Мне в последние годы ни разу не хамили, но это я, а вот наблюдать хамство замешанное на языковом/национальном вопросе, имел возможность много, к сожалению.

Меня раздаржают равносильно надписи на стенах домов в моем городе, как «Basarabia — pamint Romanesc», так и «Бельцы — русский город». И те и другие написаны умственно ограниченными имбецилами. Допускаю, правда, что с подачи немного более «одаренных». Дебилов хватает в общем, и не стоит эту «одаренность» присваивать одному или другому этносу.

Я скажу банальность, но оставайтесь людьми… господа…и дамы… не создавайте своими руками лишних противостояний, войн. Потому что горят в этих кострах наши с вами надежды на чуть более светлое будущее. Мне безразлично на каком языке со мной говорит собеседник, но не стоит эту толерантность нагло и черезчур дерзко использовать. Во мне 90 кг веселого и жизнерадостного веса, который может легко прилететь в ухо черезчур уж зарвавшемуся хамством мудлону… и поверьте, нас таких много, правда мы предпочитаем диалог

Ну а про «Патрию», я буду только рад если к русской звуковой дорожке добавятся субтитры на государственном. Мне-то все-равно, но многим это будет удобно. Таже буду рад фильмам с звуковой дорожкой на государственном (с субтитрам на русском, как внимание к большому числу русскоговорящих в этой стране). И так — будет ПРАВИЛЬНО. И все. Никаких войн и причин полаяться. Другое дело если это будет реализовано топорными методами принуждения, тут я буду солидарен с Шелиным, посоветовашему министру культуры показывать фильмы на государственном в государственных же кинотеатрах, а не частной, коммерческой структуре.

Sursa: XStrafer’s WebPlace

2 gânduri despre “XStrafer’s WebPlace despre limba română, străină în „PATRIA” sa: „Повод полаяться…”

Lasă un răspuns

